Дидактические игры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 "Детский сад № 35 комбинированного вида" 

624600 Свердловская область, город Алапаевск, улица Пушкина,14 

телефон 8 (343 46) 2 15 02    e-mail - mkdou35@yandex.ru     

Дидактические игры

 

С 4 лет

Что такого же цвета.

Цель: Учить ребенка использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существиетльными в числе, роде, падеже.

Реквизит: окружающие предметы, кусочки цветной бумаги.

Описание игры:

  Взрослый показывает, например, зеленый квадрат; ребенок называет его цвет, а затем вспоминает и называет предметы такого же цвета. Например: зеленый свитер, зеленое ведерко, зеленая трава и т.д.  В ходе игры взрослый спрашивает, что еще может быть зеленое, зеленая и т.д. Надо следить за правильным согласованием прилагательного и существительного.

 

Разведчик

Цель:Учить правильному употреблению в речи существительных в творительном падеже. Учить обозначать речью пространственное положение игрушки.

Реквизит: Игрушки ребенка.

Описание игры:

  Взрослый прячет игрушки ребенка (3-5) в разных местах комнаты (двора, сада). Ребенок ищет игрушки, когда найдет - объясняет какую игрушку где нашел.

Образец речи: "Я нашел танк под елкой (за пнем, между диваном и столом и т.д.)"

 

Угадай, что это?

Цель: Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.

Реквизит: натуральные овощи и фрукты.

Описание игры:

  Взрослый раскладывает перед ребенком овощи (фрукты). Ребенку завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за овощь, назвать форму, определить твердость.

Образец речи: "Это - яблоко. Оно круглое, твердое."  "Это огурец. Он длинный твердый."

 

Что с чем?

Цель: Учить правильному употреблению существительных в единственном числе, в творительном и родительном падеже.

Реквизит: любые предметы, необходимые в быту(ключ, молоток, тарелка, чашка, вешалка и др.)

Описание игры:

  Взрослый предлагает ребенку объяснить, что можно делать с тем или иным предметом.

 Образец речи: "Ключом открывают дверь"  "Из тарелки едят суп"  "Молотком забивают гвоздь"

 

 

Кукла, спи.

Цель:Учить употреблять в речи глаголы повелительного наклонения единственного числа 

Реквизит: кукла или мягкая игрушка

Описание игры:

Мама берет куклу и играет с ней, приговаривая: "Раздевайся" (снимает одежду), "Спи" (укладывает), "Вставай" (поднимает куклу), "Умывайся" и т.д.

По ходу игры привлекайте своего ребенка к повторению ваших действий с куклой, а, главное, стремитесь, чтобы ребенок повторял слова.

 

 

 

Иди - стой.

 

Цель:

 Учить детей

 понимать и

 говорить глаголы повелительного

наклонения

 

Описание игры: 

Взрослый предлагает ребенку выполнить  различные, часто противоположные действия, следующие тотчас же друг за другом:

иди - стой              иди - прыгай   

сядь - встань        беги - иди

ложись - садись    беги - стой  и т.д.       

 

возьми мяч                возьми обруч

подними мяч              подними вверх

опусти мяч                 пролезь через него

 

 Игру можно проводить с предметами одежды:

Возьми куртку - положи куртку

Надень - сними

Расстегни - застегни  и т.д.

Когда ребенок немного усвоит глаголы, предложите ему быть ведущим.

 

 

 

Сколько предметов

Цель: Учить ребенка счету. Развивать количественные представления, пониматьи называть чистельное.

Реквизит: Предметы окружающей обстановки (дома, на даче, во дворе..)

Описание игры:

Ребенку дается задание найти в комнате и назвать предметы, которые встречаются о одному( один телефое, одна кровать...). После выполнения этого задания оноеняется: найти предметы, которые встречаются по два, по три и т.д.

Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

 

 

Спал - спала.

Цель: Учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Реквизит: игрушки или картинки, изображающие любых животных.

Описание игры:

Взрослый рассказывает о животных, показывая игрушки или картинки и не договаривая окончания глаголов. Это делает ребенок.

Примерный рассказ: Наступила ночь. Все звери легли спать. Кошка спа...(ла), кот спа...(л), котята спа...(ли), белка спа...(ла), заяц спа...(л). А некоторые звери пошли на охоту. Они стали спать. Ежик не спа...(л), лиса не спа...(ла), волк не спа...(л).

 

А что ты любишь?

Цель: Учить детей спрягать глаголы.

Реквизит: Овощи или фрукты, или картинки.

Описание игры:

Взрослый выбирает, например, редис и говорит ребенку: "Я люблю редис. А ты, Славик, что любишь?"  Ребенко делает свой выбор и отвечает: "Я люблю сливы. А ты ,мама, что любишь?" и т.д.

 

 

Зарядка.

Цель: Учить ребенка понимать и использовать в речи глаголы будущего времени.

Описание игры:

Ребенок садится на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляется , становится на носочки и тянется, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Действия сопровождаются следующими словами:

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До мамы дотянусь.

 

 

Села птичка на окошко.

Цель: Учить детей пользоваться предлогом НА.

Реквизит: Вырезанная из бумаги птичка.

Описание игры:

Взрослый держит птичку у укна и говорит:

Села тичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка...Ай!

Затем птичка "перелетает" на разные предметы, взрослый спрашивает: "Куда села птичка?". Ребенок отвечает

(на полку, на шкаф и т.д.)

 

 

Магазин игрушек.

Цель: Учить детей использованию в речи простого распространенного предложения с прямым дополнением.

Реквизит: игрушки.

Описание игры:

Взрослый предлагает поиграть в магазин, берет на себя роль продавца, спрашивает у ребенка: "Что ты купишь?"

Ребенок должен ответить: "Я куплю куклу.", "Я куплю мяч."

Зате надо поменяться ролями. 

С 5 лет.

 

 

Где карандаш?

Цель: Учить пользоваться предлогами В,  НА.

Реквизит: Карандаш.

Описание игры:

Взрослый говорит: "Я буду убирать карандаш, а ты мне будешь отвечать где карандаш."

Взрослый убирает карандаш  в карман, кладет на стол и т.д.

Дале  игроки меняются местами.

 

Угадай по листику дерево.

Цель: Учить ребенка пользоваться в речи простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

Реквизит: Листья разных деревьев.

Описание игры:

В эту игру хорошо играть на даче, в лесу. Взрослый берет о очереди листья деревьев и спрашивает, какому из деревьев этот лист принадлежит.

Образец ответа: Это лист березы. Это лист дуба и т.д.

 

 

Придумаешь конец - будешь молодец.

Цель: Развивать чувство словесного ритма, учить договаривать фразы, подбирая рифму.

Описание игры: Взрослый говорит ребенку, что он будет читать стихотворение, в котором в конце каждого

четверостишия недостает словаю это слово должен придумать и сказать ребенок.

 

Очень вкусный пирог.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе...

Я взял муку и взял творог

Испек рассыпчатый ...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ....

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ....

 

Чаще проводите игру на договаривание хорошо рифмующихся детских стихов. также игры помогают

 развитию чувства языка.

 

 

Холодно - жарко.

Цель: Обогащать словарь ребенка наречиями-антонимами со значением образа действия

Описание игры:

Взрослый произносит наречие, а ребенок должен быстро подобрать нарчие с противоположным

 значением, Например: "холодно - жарко", "быстро - медленно", "тихо - гроко" и т.д.

 

 

Что это?

Цель: Закреплять обобщающие понятия.

Описание игры:

  Взрослый называет предмет, а ребенок должен сказать, к какой логической категории он относится. (Игра удобна по дороге куда-нибудь)

Образец: Кукла - игрушка, стол - мебель, платье - одежда, стакан - посуда и т.д.

 

Подиум

Цель: Учить описывать харатерные особенности внешнего вида человека (прическа, одежда)

Реквизит: Одежда для переодевания взрослая и детская, различные украшения; микрофон (или что-то напоминающее микрофон)

 Описание игры:

 Взрослый предлагает ребенку (детям) поиграть в показ одежды. Ребенок выходит из комнаты и переодевается, как он хочет. Когда ребенок возвращается в комнату, взрослый торжественно описывает его одежду. Надо учитывать речевые возможности детей, проговаривать предложения медленно и четко. Затем взрослый выходит за дверь и добавляет к своей одежде какое-нибудь украшение. Возвратившись взрослый демонстрирует ребенку свой наряд: уже ребенок должен описывать одежду мымы (бабушки). Взрослый помогает ребенку найти точные слова, выстроить высказывание.

Так можно менять наряды 3-4 раза.

Образец речи:"Эта девочка с белой лентой в волосах. На ней красный свитер и клетчатая юбочка. На ногах белые сандалии."

 

 

Мой - моя

Цель: Учить ребенка различать род притяжательных местоимений.

Реквизит: игрушки и веши ребенка.

Описание игры:

Взрослый предлагает разложить все игрушки и вещи в две коробки (корзинки, прсто на разные стулья)

Задание: вещи и игрушки, про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в одно место, а вещи, про которые можно

сказать "моя" - в вдругое. Взрослый просит ребенка проговаривать: "Вот мой мишка. Я положил моего мишку..."

 

 

Прятки.

Цель: Учить ребенка называть количественные и порядковые числительные, развитвать пространственные представления.

Реквизит: 10 любых одинаковых предметов или картинок, например, 10 картинок с изображением котенка и т.д.

Описание игры:

ребенок пересчитывает картинки на столе. Затем взрослый раскладывает их по одной в разных местах комнаты (ребенок выходит из комнаты или закрывает глаза). После этого, ребенок находит картинки и говорит, где нашел:"Первый котенок за чашкой, второй котетнок под стульчиком и т.д."

 

 

 

 

 

 

С 6 лет

 

Найди игрушку

Цель: Учить ребенка понимать и употреблять в речи наречия места.

Реквизит: Любые игрушки.

Описание игры:

Взрослый прячет игрушку. Ребенок ищет ее о словесному описанию направлений: "Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз." Или: "Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, ниже стула".

Эту игру хорошо проводить на даче: "Пойдешь влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдешь к дереву, сделаешь 5 шагов вперед и там найдешь машинку."

После нескольких повторений игры, учите ребенка давать задания.

 

 

 

Цепочка слов.

Цель: Расширять запас существительных в активном слваре ребенка.

Реквизит: Мяч.

Описание игры:

В этой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Взрослый кидает ребенку мяч и говорит слово (существительное), например: "стакан", а  ребенок, поймав мяч, говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например: "нога" и кидает мяч другому ребенку или взрослому. Тот говорит слово со звука "а".

Образец: стакан - нога - автобус - сом - мышь - шайба и т.д. 

 

 

Слушай команду.

Цель: Учить ребенка правильному пониманию наречий.

Описание игры:

Взрослый предлагает ребенку поиграть в тренера и спортсмена, учителя и ученика. После этого он подает ребенку различные команды, елая особое ударение на испольнительной части команды. Пример команды: "Руки вперед, Правую руку вверх, направо и т.д."

Варианты:

1. Взрослый подает команду и выполняет ее вместе с ребенком.

2. Взрослый только подает команду.

Через некоторое время игроки меняются ролями.

 

 

Листья сельдерея.

Цель: Пополнять знания ребенка по биологии растений.

Реквизит: Несколько стеблей селдерея, пищевой краситель.

Содержание игры - эксперимента:

Найдите ьолстый стебель сельдерея и разрежьте его нижнюю часть (ту, что ближе к корню) на две половинки, словно у него появились 2 ножки. Разрез около 10см. Затем налейте 2 стакана воды: в одном стакане развести красный пищевой краситель, в другом - синий. На  ночь опустите  одну "ножку" сельдерея в красный стакан, другую - в синий. Утром не только ребенок, но и вы будете удивлены: половина листьев растения будет красной, половина - синей. Объясните ребенку, что сельдерей всосал окрашенную воду через множество сосудиков, по которым она поднялась вверх, до самых листьев. По такому же принципу питаются все растения. Для наглядности разрежьте стебель еще на несколько частей, чтобы проследить за путем продвиженя воды.

 

 

Кто интереснее придумает?

Цель: Учить составлять предложения по заданному глаголу.

Описание игры:

Взрослый произносит одно слово (глагол), например, "учится". Ребенок должен придумать с этим словом предложения. например:

"Мой друг учится в первом классе."

"Ваня учится отлично".

Далее ребенок говорит слово-действие (глагол), а взрослый старается ему предложить разные варианты предложений с этим словом и т.д.

Правило: слово не изменять!

 

Дата последнего обновления страницы 23.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»